ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ на 1 августа 2024 года

Наименование

норматива

размер (руб.)

установлен с календарной даты

установлен нормативным актом

Базовая ставка 

250,00

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от  09.11.2023 №768

Базовая величина 

40,0

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2023 №944

Минимальная заработная плата (МЗП)

626,00

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №859.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)

-в среднем на душу населения

-для трудоспособного населения

- для пенсионеров

433

462,26

314,13

с 1 августа 2024 г. по 31 октября 2024 г.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 23 июля 2024 №60

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка:

- первого ребенка

 -второго и последующих

в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.

в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.

ПЛАН РАБОТЫ заведующего отделом социально-экономической работы Гродненской областной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2 полугодие 2024 года

 

ОТЧЕТ о работе отдела, специалиста по социально-экономической работе за 1 полугодие 2024 года

 

 

ПЛАН РАБОТЫ заведующего социально-экономическим отделом Гродненского областного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки на I полугодие 2024 года

 

Производственный календарь на 2024 год

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Понедельник

1*

8

15

22

29

 

5

12

19

26

 

4

11

18

25

1

8

15

22

29

 

6

13**

20

27

 

3

10

17

24

Вторник

2*

9

16

23

30

 

6

13

20

27

 

5

12

19

26

2

9

16

23

30

 

7

14*

21

28

 

4

11

18

25

Среда

3

10

17

24

31

 

7

14

21

28

 

6

13

20

27

3

10

17

24

 

1*

8

15

22

29

 

5

12

19

26

Четверг

4

11

18

25

 

1

8

15

22

29

 

7

14

21

28

4

11

18

25

 

2

9*

16

23

30

 

6

13

20

27

Пятница

5

12

19

26

 

2

9

16

23

 

1

8*

15

22

29

5

12

19

26

 

3

10

17

24

31

 

7

14

21

28

Суббота

6

13

20

27

 

3

10

17

24

 

2

9

16

23

30

6

13

20

27

 

4

11

18

25

 

1

8

15

22

29

Воскресенье

7*

14

21

28

 

4

11

18

25

 

3

10

17

24

31

7

14

21

28

 

5

12

19

26

 

2

9

16

23

30

Недели года

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

18

19

20

21

22

22

23

24

25

26

 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Понедельник

1

8

15

22

29

 

5

12

19

26

 

2

9

16

23

30

 

7

14

21

28

 

4

11

18

25

 

2

9

16

23

30

Вторник

2

9

16

23

30

 

6

13

20

27

 

3

10

17

24

 

1

8

15

22

29

 

5

12

19

26

 

3

10

17

24

31

Среда

3*

10

17

24

31

 

7

14

21

28

 

4

11

18

25

 

2

9

16

23

30

 

6

13

20

27

 

4

11

18

25*

 

Четверг

4

11

18

25

 

1

8

15

22

29

 

5

12

19

26

 

3

10

17

24

31

 

7*

14

21

28

 

5

12

19

26

 

Пятница

5

12

19

26

 

2

9

16

23

30

 

6

13

20

27

 

4

11

18

25

 

1

8**

15

22

29

 

6

13

20

27

 

Суббота

6

13

20

27

 

3

10

17

24

31

 

7

14

21

28

 

5

12

19

26

 

2

9

16

23

30

 

7

14

21

28

 

Воскресенье

7

14

21

28

 

4

11

18

25

 

1

8

15

22

29

 

6

13

20

27

 

3

10

17

24

 

1

8

15

22

29

 

Недели года

27

28

29

30

31

31

32

33

34

35

35

36

37

38

39

40

40

41

42

43

44

44

45

46

47

48

48

49

50

51

52

1

Примечание.

Знаком <*> отмечены нерабочие праздничные дни;

1 и 2 января – Новый год; 7 января – Рождество Христово (православное Рождество); 8 марта – День женщин;

1 мая – Праздник труда; 9 мая – День Победы; 14 мая – Радуница; 3 июля – День Независимости Республики Беларусь;

7 ноября – День Октябрьской революции; 25 декабря – Рождество Христово (католическое Рождество).

<**> В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2023 г. № 814 принято решение о переносе рабочих дней в 2024 году:

с понедельника 13 мая на субботу 18 мая;

с понедельника 8 ноября на субботу 16 ноября.

А также о предоставлении права организациям с учетом специфики производства (работы) осуществлять перенос рабочих дней, установленный в пункте 1 названного постановления, в ином порядке в соответствии с законодательством.

 

О соблюдении законодательства по оплате труда

в учреждениях образования Слонимского района

В соответствии с планом работы Гродненской областной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки (далее- Профсоюз) на второе полугодие 2023 года заведующим социально-экономическим отделом Венцкович Е.А. в присутствии начальника управления образования Слонимского районного исполнительного комитета Валько С.В. и председателя Слонимской районной организации Профсоюза  Фидрик Н.Н. проведен мониторинг работы нанимателей и первичных профсоюзных организаций учреждений образования Слонимского района по соблюдению законодательства по оплате труда. Итоги мониторинга обсуждены на заседании Президиума областного комитета Профсоюза.

Отмечено, что законодательство по оплате труда в основном соблюдается, район по заработной плате занимает первое место среди учреждений образования области.

Все вопросы нормирования, оплаты труда, а также стимулирующих и компенсирующих выплат, оказания материальной помощи решаются нанимателями (уполномоченными должностными лицами нанимателей) по согласованию с соответствующими комитетами Профсоюза.

Соответствуют требованиям законодательства штатные расписания, своевременно производится перерасчет окладов и надбавок при присвоении работникам квалификационных категорий.  

В необходимых случаях издаются приказы, устанавливаются и производятся доплаты за совмещение профессий (должностей), увеличение объема выполняемых работ, замену временно отсутствующих работников.

Предоставляются оплачиваемые социальные отпуска работникам, обучающимся без отрыва от производства по специальности, по которой они работают в учреждении, и в педагогических учебных заведениях при получении первого высшего образования, а также свободные дни матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16-ти лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет. В соответствии с законодательством производится оплата труда замещающих их работников.

94% работников работают по контрактной форме найма. 99,6% контрактов содержат условие установления надбавки от 30 до 50%. 0,4% работающих составляют госслужащие.

Из 1157 педагогических работников района 0,4% (3человека) имеют звание «Учитель-методист», 27,1% имеют высшую категорию, 44,9% -первую, 13,2% -вторую, 14,8% категория пока не присвоена.

Стимулирование труда осуществляется на основе протоколов паритетных комиссий по стимулированию труда и оказанию материальной помощи.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по оплате труда осуществляется председателем районной организации Профсоюза и первичными профсоюзными организациями в процессе согласования локальных правовых документов, разрабатываемых нанимателями, участия в распределении средств материального стимулирования труда, проведения мониторингов.

Председателем районной организации Профсоюза в 2021 году выданы 2 рекомендации на устранение нарушений по организации и оплате труда, в 2022 году- 1,  в  2023 году- 11 рекомендаций. На все рекомендации получены ответы из учреждений образования.

Вместе с тем, в ряде учреждений образования:

в разделе «Доплата за особые условия труда» коллективных договоров учреждений не определены точные размеры доплат конкретным категориям работников.

в нарушение условий положений об оказании материальной помощи работникам, работающим на условиях совместительства, не выплачивалась ежеквартальная материальная помощь,

в нарушение ч.3. ст.126 Трудового кодекса Республики Беларусь графики работы сторожей разрабатывались не на учетный период (год), а поквартально,

в табелях учета рабочего времени работников, которым введен суммированный учет рабочего времени, не отражалась отработка рабочего времени за учетный период, не велся расчет индивидуальной нормы рабочего времени с учетом отпусков, болезней и т.п., вследствие чего во всех посещенных учреждениях выявлены случаи не оплаченной сверхурочной работы сторожей,

сторожам и воспитателям СПЦ, которым введен сменный режим работы с продолжительностью смены не более 12 часов, в нарушение ст. 70 Трудового кодекса Республики Беларусь доплата производилась за работу в ночное время, а не в ночную смену.

 

 

О проблемных вопросах соблюдения законодательства по оплате труда в 2023 году

Президиум областного комитета Профсоюза обсудил в январе 2024 года проблемные вопросы заработной платы в 2023 году.

В течение 2023 года заработная плата и средний заработок за время трудовых отпусков во всех регионах области выплачивались своевременно.

Средний размер зарплаты с января по ноябрь в номинальном выражении увеличился с 1088,4 руб. до 1217,4 руб., или на 129 руб. (11,8%). Заработная плата педагогических работников за аналогичный период выросла с 1354,6 руб. до 1538,7руб. (+184,1 руб. или 13,6%), учителей – с 1454,5руб. до 1688,0 руб. (+233,5 руб. или 16%), воспитателей дошкольного образования – с 1096,2руб.до 1217,1 руб. (+ 120,9 руб. или 11%).

Средняя заработная плата работающих в Республике Беларусь в январе-ноябре 2023 года составляла 1868,4 руб.

Средняя заработная плата работников учреждений образования районов Гродненской области за аналогичный период составила 1177,1 руб., педагогических работников- 1470,6 руб., учителей- 1592,1 руб., воспитателей дошкольного образования – 1190,9 руб.

Соотношение средней заработной платы работников учреждений образования районов Гродненской области и среднереспубликанской составила соответственно 63,0%, педагогических работников – 78,7%, учителей- 85,2%, воспитателей дошкольного образования – 63,7%.

Президиум отметил, что первоочередной задачей в области оплаты труда остается обеспечение выполнения задачи по ее номинальному и реальному росту.

Практика осуществления общественного контроля представителями Профсоюза свидетельствует, что скрытые резервы в данном плане в области имеются.

Так, размер надбавки за работу по контрактной форме найма во многих районах далек от максимально возможного.

В ряде районов не оплачивается работа при привлечении работников к работе в выходные дни, в том числе, к проведению централизованного экзамена.

В 2023 году не во всех учреждениях образования производилась в максимальном размере доплата за особые условия труда библиотекарям и педагогическим работникам, обслуживающим фонд учебников.

При переводе учреждения образования на круглосуточную охрану силами сторожей, установления сменного режима работы при продолжительности смены не более 12 часов, при котором более 50% смены приходится на ночное время, не всегда своевременно устанавливается доплата за работу в ночную смену (12 часов). Аналогичная картина с доплатами воспитателям социально-педагогических центров.

По-прежнему, проблемой остается ведение и отражение в табелях учета рабочего времени суммирования рабочего времени в конце учетного периода. Вследствие этого не высчитывается и не оплачивается сверхурочная работа. 

Привлечение к работе воспитателей дошкольного образования в период временного отсутствия коллег в связи с болезнью, направлением на курсы повышения квалификации, социальными отпусками, командировками и другими причинами осуществляется, как правило, путем заключения договоров на работу по совместительству. Крайне редко используется возможность привлечения данной категории работников к сверхурочной работе.  

По итогам 1 и 2 половины 2023 года  в адрес главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, в  управления (отделы) образования (образования, спорта и туризма) районных, Гродненского городского исполнительных комитетов, администраций районов г.Гродно,  районные, Гродненскую городскую организации Профсоюза, учреждения областного подчинения подготовлены  аналитические записки с типичными нарушениями по организации, нормированию и оплате труда с целью предотвращения их повторения в аналогичных учреждениях.

 

 

ОТЧЕТ о деятельности отдела социально-экономической работы за 2023 год

 

Наименование показателей

Код строки

Коли-чество

Количественный состав отдела, специалистов (шт.ед.)

1

0,5

Мониторинг (общественный контроль) осуществлен в организациях, всего

2

23

Выявлено нарушений законодательства о труде всего

3

264

Устранено нанимателями нарушений законодательства о труде, всего

4

260

Привлечено уполномоченных должностных лиц нанимателя к

дисциплинарной ответственности по результатам проверок (общественного контроля), всего (чел.)

5

1

Возвращено незаконно удержанных или невыплаченных членам профсоюза денежных сумм по требованию профсоюзных органов, всего (руб.)

в том числе:

6

17501,77

работникам,

6.1.

17501,77

обучающимся (студентам)

6.2.

0

Посещено организаций Профсоюза по другим вопросам, всего

(без учета организаций, предусмотренных в строке 2)

7

9

Рассмотрено письменных обращений членов профсоюза, всего

8

2

Дано консультаций, всего

в том числе

9

296

на личном приеме

9.1

216

по телефону

9.2.

78

в СМИ

9.3.

2

Проведено семинаров

10

2

Количество лекций, выступлений

11

1

Количество подготовленных вопросов к рассмотрению на заседаниях руководящих органов организации Профсоюза, всего

12

12

 

 

 

Основные документы по оплате труда работников образования:

 

Единая тарифная сетка

 

Указ Президента Республики Беларусь № 27 от 18.01.2019 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

 

Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 18.01.2029 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»

 

Указ Президента Республики Беларусь №179 от 28.05.2020 «Об оплате труда»

 

Указ Президента Республики Беларусь №482 от22.12.2020 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь №179.

 

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 138 от 28.02.2019 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №575 от 14.06.2014 «О некоторых вопроса предоставления компенсаций по условиям труда»

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 583 от 16.06.2014 «Об установлении доплаты за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни»

 

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №13 от 03.04.2019 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 71 от 03.06.2019 «Об оплате труда работников в сфере образования»

 

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11 декабря 2019 г. № 185 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. №71».

 

 

Постановление Министерства культуры Республики Беларусь 13 июня 2019 г. № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры»

 

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 24 июля 2019 г. №33 «Об оплате труда работников в сфере физической культуры, спорта и туризма»

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 2 сентября 2020 г. № 224 «Об особенностях организации и оплаты труда педагогических работников»

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2021 № 146 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22»

 

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №286 от 25.11.2020 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»

 

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2021 г. № 130 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»

 

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №25 от 30.03.2007 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников»

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 июля 2013 г. № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации».

 

 

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 22 июня 2020 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»

 

 

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 26 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»

 

 

Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 13 июля 2021 г. № 25 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»

 

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ на 1 МАЯ 2024 года

Наименование

норматива

размер (руб.)

установлен с календарной даты

установлен нормативным актом

Базовая ставка 

250,00

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от  09.11.2023 №768

Базовая величина 

40,0

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2023 №944

Минимальная заработная плата (МЗП)

626,00

01.01.2024

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №859.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)

-в среднем на душу населения

-для трудоспособного населения

- для пенсионеров

 

 

 

 

 

418,73

 

 

448,99

 

303,03

 

 

 

 

 

с 1 мая 2024 г. по 31 июля 2024 г.

 

 

 

 

 

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 19 апреля 2024 №21

 

 

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка:

- первого ребенка

 

 -второго и последующих

 

 

 

в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.

 

в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка.

 

Расчетная норма рабочего времени на год

Период

Вид

Норма (часы)

Нормативный правовой акт, утверждающий показатель

На

2022 год

Для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье

2037

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 октября 2021 г. № 70

Для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье

2038

 

 

Постановлением Совета Министров Беларуси от 11 октября 2021 года №575 определены переносы рабочих дней в 2022 году.

Согласно утвержденному правительством графику, в 2022 году будет всего два переноса рабочих дней – оба в первом полугодии:

7 марта (понедельник) – на субботу 12 марта,

2 мая (понедельник) – на субботу 14 мая.

При этом предприятиям и организациям с учетом специфики их производства (работы) предоставлено право переносить рабочие дни в ином порядке, но в соответствии с законодательством.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о соблюдении законодательства по оплате труда

в учреждениях образования Щучинского района

 

 

Основы совместной работы по соблюдению законодательства по оплате труда нанимателей и профсоюзных организаций заложены в районном соглашении и коллективных договорах учреждений образования, которые содержат все гарантии республиканского и областного отраслевых соглашений и соответствуют законодательству Республики Беларусь.

Председателем районной организации Профсоюза осуществлена экспертиза всех КД и приложений к ним.

Районным комитетом Профсоюза были разработаны и направлены в учреждения примерные положения о премировании, иных стимулирующих и компенсирующих выплатах, оказании материальной помощи и единовременной выплате на оздоровление. В учреждениях примерные положения переработаны с учетом специфики учреждений и определением конкретных размеров для различных категорий работников.

Положения о единовременной выплате на оздоровление (далее- ЕВО) и об оказании материальной помощи (далее-МП) соответствуют целевому назначению.

В посещенных учреждениях нормативные и локальные правовые акты по оплате труда в основном соблюдаются на практике.

Стимулирование труда осуществляется в порядке, определенном в районном соглашении и коллективных договорах: по согласованию с профсоюзными комитетами на основе протоколов паритетных комиссий по стимулированию труда и оказанию материальной помощи.

Выборочной проверкой расхождений между предусмотренными положениями критериями и размерами стимулирования работников, протоколами комиссий и приказами не выявлено.

Неиспользованные средства на оплату труда обсчитываются и отдаются учреждениям на дополнительное премирование.

Президиумом районного комитета Профсоюза в течение 2020-2023 годов рассмотрена работа по соблюдению законодательства по оплате труда в 20 учреждениях образования из 35.

Председателем районной организации Профсоюза за этот период выдана 21 рекомендация на устранение нарушений по оплате труда, взыскано 4680,60 рублей недоплаченных средств.

Средняя заработная плата в учреждениях системы образования района за 2022 год составила 1010,5 рублей (15 место среди районов области), в феврале 2023 года -1042,6 рублей (19 место), что соответственно на 12,1 рублей и 65,5 рублей меньше по сравнению со среднеобластным показателем по образованию за аналогичные периоды.

Также размер надбавки за работу по контракту педагогических работников, за исключением педагогов-психологов, педагогов социальных и заведующих учреждениями дошкольного образования, составляет только 11 %.

Во всех учреждениях работникам, работающим на условиях совместительства, не выплачивается минимальная базовая премия.

В табелях учета рабочего времени работников, которым введен суммированный учет рабочего времени, не отражается отработка рабочего времени за учетный период, не ведется расчет индивидуальной нормы рабочего времени с учетом отпусков и болезней, вследствие чего в ряде учреждений также имеется не оплаченная сверхурочная работа сторожей.

 

 

 

 

14 июля 2022 года на заседании Президиума областного комитета Профсоюза подведены итоги отдела социально-экономической работы за 1 полугодие 2022 года.

 

За истекший период осуществлено 9 мониторингов учреждений образования г.Гродно, Берестовицкого и Вороновского районов.  

 

В ходе проведения мониторингов выявлено 79 нарушений по оплате труда, выдано 12 письменных рекомендаций по их устранению. Устранены 72 нарушения.

 

Взыскано в пользу членов профсоюза денежных средств на сумму 2619,28 рублей: доплаты за звание «Отличник образования», за работу в ночную смену, за работу в сельской местности, за контрактную форму найма учителю, сверхурочные за работу в предпраздничные дни, сторожам, несвоевременно выплаченная материальная помощь совместителям.

 

Подготовлено на заседание Президиума обкома профсоюза 4 вопроса, в том числе о совместной работе нанимателей и профсоюзных организаций учреждений образования Вороновского района по соблюдению законодательства по оплате труда.

 

На совместное заседание коллегии главного управления образования Гродненского облисполкома и Президиума Гродненского областного комитета подготовлен вопрос об итогах выполнения Соглашения между главным управлением образования Гродненского областного исполнительного комитета и Гродненской областной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2019 – 2022 годы и заключении Соглашения на 2022- 2025 годы в части организации, нормирования и оплаты труда.

 

Членам профсоюза дано 140 консультаций по вопросам, касающимся оплаты труда и иных вопросов социально-экономического характера.

 

С выездом на место рассмотрено 1 электронное обращение члена профсоюза по вопросу стимулирования труда.

 

Проведено 2 семинара и 3 выступления для руководителей учреждений образования, председателей первичных профсоюзных организаций Берестовицкого, Вороновского, Дятловского районов, председателей районных и Гродненского городского комитетов профсоюза, слушателей курсов молодых руководителей и Школы резерва кадров руководителей учреждений образования области. В ходе вышеперечисленных встреч обучен 241 человек.

 

Произведена экспертиза 12 районных и Гродненского городского соглашений, коллективных договоров и дополнений и изменений к коллективным договорам 4 учреждений образования.

 

Проведен анализ 5 проектов документов по социально-экономическим вопросам, по результатам чего готовились и направлялись предложения в государственные и вышестоящие профсоюзные органы.

 

Подготовлено 40 информаций по различным запросам Центрального комитета отраслевого профсоюза и Гродненского областного объединения профсоюзов.

 

Проведена «прямая линия» по вопросам оплаты труда.

 

Регулярно обновлялись материалы по социально-экономическим показателям развития страны на профсоюзном стенде и сайте областного комитета профсоюза.

 

Обком профсоюза постоянно держал на контроле уровень заработной платы в области и в разрезе районов, принимал возможные меры по ее увеличению.

 

 

 

 

О практике внедрения новой системы оплаты труда в учреждениях образования Гродненского района

 

 

В ноябре 2020г. проведен мониторинг работы нанимателей и первичных профсоюзных организаций учреждений образования Гродненского района по внедрению новых условий оплаты труда, применяемых в учреждениях бюджетной сферы с 1 января 2020 года.

Новая система оплаты труда, а также вступление в силу с 28 января 2020 года изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь потребовали внесения изменений и дополнений в районное соглашение, коллективные договоры учреждений образования, а также разработки новых положений о стимулировании труда работников, оказании им материальной помощи и единовременной выплате на оздоровление. Данная работа велась совместными усилиями нанимателей и профсоюзных организаций.

Районное соглашение, коллективные договоры ГУО «Квасовская средняя школа», «Ясли-сад агрогородка Квасовка», «Свислочская средняя школа», «Ясли-сад агрогородка Свислочь» содержат все гарантии областного соглашения.

В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь конкретно определены и соблюдаются сроки выплаты заработной платы.

Разработаны также положения о премировании, других стимулирующих и компенсирующих выплатах, оказании материальной помощи и единовременной выплате на оздоровление, которые в основном соответствуют целевому назначению.

Все положения, за исключением положения о ЕВО, содержат порядок организации работы паритетных комиссий по распределению стимулирующих средств и оказанию материальной помощи. Видится более рациональным, во избежание повторений и перегрузки положений, включить порядок работы комиссии в соответствующий раздел коллективного договора.

Паритетные комиссии созданы во всех учреждениях и в управлении образования, грамотно организована их работа.

В учреждениях образования в приказах имеются обоснование размеров установленных выплат, отметки о согласовании с профсоюзными комитетами.

Выборочное изучение приказов по материальному стимулированию труда и оказанию материальной помощи показало их соответствие разработанным положениям.

Планирование средств на оплату труда на 2020год произведено в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь с корректирующим коэффициентом 2,78%.

Ежемесячно рассчитываются и доводятся до сведения руководителей и профсоюзных комитетов размеры средств на стимулирование труда работников и оказание им материальной помощи.

Разработаны штатные расписания, которые содержат необходимую информацию о размерах окладов, надбавках и доплатах работников, содержащихся за счет бюджета.

Размеры надбавок за работу по контрактам в суммарном выражении сохранились. Молодым специалистам воспитателям дошкольного образования, учителям-дефектологам, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, социальным педагогам установлены надбавки в размере не менее 20%.

Также установлены надбавки молодым специалистам-педагогам соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 71 от 03.06.2019.

Спланированы средства на компенсирующие выплаты и производятся доплаты за работу в праздничные дни, ночное время, за работу во вредных условиях труда работникам пищеблока и водителям.

Расчет окладов производился бухгалтерией, и в основном произведен правильно.

Своевременно производится перерасчет окладов работников в связи с изменением стажевой группы и присвоением новой квалификационной категории.

Обеспечен размер заработной платы не ниже установленного правительством Республики Беларусь размера минимальной заработной платы и размера заработной платы, сформировавшейся на момент введения новых условий оплаты труда.

Грамотно издаются приказы, устанавливаются и производятся доплаты за совмещение профессий (должностей), увеличение объема выполняемых работ, замену временно отсутствующих работников.

Для отдельных категорий работников установлен суммированный учет рабочего времени с конкретно определенным учетным периодом, используется возможность организации замены отсутствующих воспитателей дошкольного образования в виде сверхурочной работы.

Предоставляются оплачиваемые социальные отпуска работникам, обучающимся без отрыва от производства, а также свободные дни матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16-ти лет. В соответствии с законодательством производится оплата труда замещающих их работников.

Своевременно производится расчет работников при увольнении с выплатой при необходимости компенсации за неиспользованный отпуск, том числе работающих по краткосрочным трудовым договорам.

Средняя заработная плата в учреждениях системы образования района в октябре 2020года составила 792,1 рублей, за период с января по октябрь -784,8 рублей, что на 22,1 и 23,9 рублей больше по сравнению со среднеобластным показателем по образованию.

Вместе с тем, ряд направлений работы в части организации и оплаты труда в Гродненском районе требует приведения в соответствие с законодательством Республики Беларусь и областным соглашением.

Во всех учреждениях, за исключением ГУО «Ясли-сад агр. Свислочь», не предусмотрена выплата премии работникам, принятым и уволенным в течение месяца независимо от причин увольнения.

В коллективных договорах не определен конкретный размер надбавок конкретным категориям работников за особые условия труда.

В Положениях об оказании материальной помощи применяются размеры «до…» и «при наличии средств». В нарушение целевого назначения в положения включены выплаты по случаю юбилейных дат, которые неправомерно отнесены к непредвиденным трудным жизненным ситуациям. Неоправдана и запись о ежемесячной выплате материальной помощи руководителю в размере 70% от 0,3 среднемесячного оклада. Лишены права на получение материальной помощи внутренние совместители. Имеются случаи компенсации из средств материальной помощи стоимости части проезда к месту работы и обратно.

В штатных расписаниях не отражена информация о штатных единицах, содержащихся за счет внебюджетной деятельности учреждений.

При заключении контрактов с молодыми специалистами-учителями не соблюдена норма областного соглашения об установлении надбавки в размере не менее 20% и не менее 2-х дополнительных календарных дней к отпуску.

При издании приказов о приеме на работу не указываются меры стимулирования работников за работу по контрактной форме найма, вследствие чего расчеты экономической и бухгалтерской служб не всегда соответствуют размерам стимулирования, содержащимся в контрактах.

Не осуществлялись в 2020 году доплаты дворникам, на рабочих местах которых подтвердилась вредность.

На один разряд ниже установлены оклады рабочим по стирке и ремонту спецодежды, обслуживающим автоматизированные стиральные машины: 3-й вместо 4-ого.

В табелях учета рабочего времени не отражается отработка рабочего времени работников с суммированным учетом рабочего времени в конце учетного периода. В отношении воспитателей дошкольного образования при необходимости издаются дополнительные приказы по привлечению к сверхурочной работе, об оплате труда и осуществлении доплат за сверхурочную работу, оформляются дополнительные табеля учета рабочего времени, что ведет к увеличению документооборота.

Не полностью и не всегда помесячно отдаются учреждениям образования неизрасходованные средства по фонду заработной платы и премии.

Не ведутся отдельные лицевые счета и расчетные листки на работников -внутренних совместителей.

Не оплачиваются командировочные расходы работникам учреждений в пределах района.

 

 

 

 

 

 

Примерное ПОЛОЖЕНИЕ о порядке оказания материальной помощи работникам государственного учреждения образования.......

 

 

Примерное  ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и условиях осуществления единовременной выплаты на оздоровление работникам государственного учреждения образования......

 

 

Новые условия оплаты труда



  

План работы заведующего социально-экономическим отделом Гродненского областного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки на II полугодие 2020 года.

 

line1

  

 

Производственный календарь 2020 года 

 

line1

  

О переносе рабочих дней в 2020 году

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 октября 2019 г . №688 



 

 

Отчет о работе отдела, специалиста по социально-экономической работе за 2019 год. 

 

line1

 

Информация об итогах проведения общественного контроля за соблюдением температурного режимав учреждениях образования Гродненской области в ноябре-декабре 2019 года

 

Во исполнение Плана работы ФПБ по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда на 2019 год, утвержденного постановлением Президиума Совета ФПБ № 11 от 25.01.2019, в ноябре-декабре текущего года силами общественных инспекторов по охране труда обеспечено проведение мониторингов соблюдения температурного режима на рабочих местах.

 

От общественных инспекторов по охране труда информации о нарушениях температурного режима не поступило.

 

Председателями районных и Гродненского городского комитетов профсоюза осуществлен мониторинг 96 учреждений образования. Наиболее плодотворно поработали председатели Гродненского (Горбатко Г.Г.),Сморгонского  (Шпак Л.О.) и Новогрудского (Тур Ж.А.) районных комитетов профсоюза (12, 9 и 7 учреждений образования соответственно). По 6 мониторингов осуществили председатели Кореличского (Шугля Л.Н.- 0,5ст.), Слонимского (Фидрик Н.Н.) и Щучинского (Вощило Г.В.), по 5-  Вороновского (Зубель И.Г.), Дятловского (Фабишевский С.Б.), Ивьевского (Захар С.С.) и Мостовского (Новик Т.Н.) райкомов профсоюза. В целом, каждый председатель РК изучил состояние температурного режима не менее чем в трех учреждениях образования.

 

Работники Гродненского городского комитета профсоюза посетили 11 учреждений образования г.Гродно. На постоянном контроле держалось ГУО «Средняя школа № 11 имени генерала армии А.И.Антоноваг. Гродно», в учебных мастерских которого в прошлом учебном году не соблюдался температурный режим. В текущем году температура пока соответствует нормам.

 

По результатам мониторинга ГУО «СШ №2 г. Мосты» и рекомендации председателя Мостовского райкома профсоюзаНовик Т.Н. была приобретена зимняя спецодежда для ночных сторожей, дворника, рабочего по обслуживанию зданий и сооружений, халаты для лаборантов.

 

Две рекомендации по необходимости обеспечения работников спецодеждой для работы в холодное время года выданы председателем Сморгонского райкома профсоюза Шпак Л.О.

 

Главным техническим инспектором труда обкома профсоюза осуществлен мониторинг 16 учреждений образования, в том числе, Волковысского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», в актовом зале которого в декабре 2018 года температура не соответствовала санитарным нормам. В 2019 году во всех посещенных учебных аудиториях, мастерских и иных помещениях температура соответствовала законодательству, хотя и находилась на нижней отметке: +17°-18°С. Руководителю учреждения образования рекомендовано обеспечить актовый зал термометром и оборудовать место вахтеров с защитой от поступающего холодного наружного воздуха.

 

В процессе рассмотрения обращения дворника ГУО «Остринская средняя школа имени А.Пашкевич (Тетки)» Щучинского района Новицкой О.В. было установлено, что работница не была обеспечена специальной одеждой и обувью, в том числе, для работы в холодное время года. Не были регламентированы и не предоставлялись перерывы для обогревания в холодное время года. Главным техническим инспектором труда областного комитета профсоюза руководителю учреждения образования выдана соответствующая рекомендация. Дворник обеспечена утепленной спецодеждой. Приказом по школе для дворника установлены дополнительные перерывы для обогревания.

 

В ходе осуществления общественного контроля за соблюдением температурного режима поступило анонимное обращение на «горячую линию» технической инспекции Федерации профсоюзов Беларуси предположительно из ГУО «Средняя школа №1 г. Щучина».  Содержание обращения сводилось к тому, что рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений и другим работникам, работающим на открытом воздухе, не выдаются средства индивидуальной защиты для работы в холодное время года. По поручению технической инспекции ФПБ и ЦК отраслевого профсоюза обращение рассмотрено областным комитетом профсоюза.  Было установлено, что спецодежда и спецобувь для работы в холодное время года не выдавалась работникам учреждения с 2007 года, в приказе по установлению дополнительных перерывов для обогревания неправильно определено холодное время года: ниже минус 24° вместо +10° и ниже. Выдана рекомендация директору школы, проведены переговоры с начальником отдела образования, спорта и туризма Щучинского районного исполнительного комитета. В результате предпринятых руководством Щучинского отдела образования, спорта и туризма и районного комитета профсоюза мер собрана информация о потребности всех учреждений образования района в средствах индивидуальной защиты, решен вопрос с районным финансовым отделом о выделении 48 тысяч рублей из бюджета района на приобретение СИЗ. 

 

Также установлено, что имеет место нарушение температурного режима в РНИУП «Институт биохимии биологических активных соединений Национальной академии наук Беларуси». Такая ситуация для учреждения характерна не первый год. Здание института еще советских времен. Огромные окна со старыми рамами не обеспечивают надежной изоляции от поступления холодного наружного воздуха.  Устаревшая система отопления не справляется с нагрузкой. Финансовая ситуация учреждения очень тяжелая, проведение модернизации окон и системы отопления за счет собственных средств в настоящее время не представляется возможным. Для решения проблемы требуется поддержка Академии наук.

 

 

 

 

 

 line1

 

 

 

 

Главный технический инспектор труда Венцкович Е.А.

во время работы с бухгалтерами 

централизованной бухгалтерии

 

 

 

8-13 ноября 2018 года при подготовке вопроса для рассмотрения  на заседании  Президиума областного комитета профсоюза  главным техническим инспектором труда Венцкович Е.А. проведен мониторинг учреждений образования Мостовского района по соблюдению законодательства по оплате труда.  В ходе мониторинга изучена работа централизованной бухгалтерии при управлении образования Мостовского районного исполнительного комитета, нанимателей и профсоюзных комитетов  государственных учреждений образования «Средняя школа №5 г. Мосты», «Песковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», «Ясли-сад № 1 г. Мосты», «Мостовский районный центр творчества детей и молодежи», «Социально-педагогический  центр Мостовского района». 

 

 

 

 

 

 

 

  

line1

В соответствии с планом работы Гродненского областного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки на первое полугодие 2018 года уполномоченным представителем профсоюза, главным техническим инспектором труда Венцкович Е.А. проведен мониторинг работы отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г.Гродно, нанимателей и профсоюзных комитетов учреждений образования Ленинского района г.Гродно по соблюдению законодательства Республики Беларусь по оплате труда.

 

Работа нанимателей и профсоюзных организаций (профсоюзных комитетов) учреждений образования Ленинского района г. Гродно по соблюдению законодательства по оплате труда строится совместными усилиями сторон в основном в  соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, отраслевым соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016-2019 годы, областным и городским соглашениями на аналогичный период.

 

Положения городского соглашения, коллективные договоры учреждений образования, положения о премировании и установлении надбавок, об оказании материальной помощи работникам учреждений образования в основном соответствуют законодательству Республики Беларусь, отраслевому и областному соглашениям.

 

Вопросы нормирования, оплаты труда решаются нанимателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза.

 

Законодательство Республики Беларусь в части начисления заработной платы работникам учреждений образования соблюдается. Выявленные нарушения не носят системного характера.

 

Вместе с тем, Ленинский район г. Гродно занимает 17-ую позицию по заработной плате среди районов области.

 

Не в полном объеме планируются средства на оплату труда  работников, на период отсутствия которых требуется замена, согласно приложению 12 Соглашения между отделами образования, спорта и туризма Гродненского городского исполнительного комитета, администраций Ленинского и Октябрьского районов г. Гродно и Гродненской городской организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2016-2019 г.г.

 

Штатные расписания учреждений образования не содержат приложений, предусмотренных Инструкцией о порядке   расчета планового фонда заработной платы работников учреждений образования  и экономии средств, предусмотренных на оплату  труда № 16, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь  23 марта 2016 года, что  лишает руководителей и профсоюзные комитеты  возможности контролировать правильность обсчета планового фонда оплаты труда и экономии средств на оплату труда.

 

При обсчете  средств материального стимулирования труда в исходную базу не  включаются средства на оплату праздничных и выходных дней, работы в ночное время, во вредных условиях труда, замену временно отсутствующих работников, что ведет к их уменьшению.

 

Не планируются средства на замену дней отпуска, предоставляемых по контрактам.

 

Максимальный размер устанавливаемых повышений за работу в особых условиях труда ограничен 60%, в то время как законодательство допускает повышение тарифных ставок до 63%.

 

В ряде учреждений положения о материальном стимулировании труда не содержат конкретных размеров  стимулирования, что создает потенциальную возможность несправедливого распределения премий и надбавок и возникновения жалоб со стороны работников.

 

Городским комитетом профсоюза при рассмотрении вопросов, касающихся оплаты труда, аналитическая информация готовится недостаточно глубоко и объемно, постановления носят общий характер и не всегда выполняются. 

 

По итогам мониторингов руководителям ГУО «Средняя школа № 22 г. Гродно», «СШ № 36 г. Гродно с польским языком обучения», ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно», «Я-с №72 г. Гродно» выданы рекомендации по устранению нарушений. 

 

Президиумом областного комитета профсоюза рекомендовано отделу образования, спорта и туризма  администрации Ленинского района г. Гродно, Гродненскому городскому комитету профсоюза:

 

- принять меры по использованию в полном объеме  возможностей  законодательства Республики Беларусь  для повышения заработной платы работников отрасли,

 

- более настойчиво отстаивать интересы работников системы образования района перед финансовыми органами городского исполнительного комитета, при необходимости оперативно информировать об имеющихся проблемах главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета и областной комитет профсоюза с целью своевременного получения необходимой помощи,  

 

- организовать работу  централизованной бухгалтерии при отделе образования, спорта и туризма,  учреждений образования и профсоюзных комитетов по устранению выявленных нарушений,

 

- привести  городское соглашение, коллективные договоры в соответствие с законодательством Республики Беларусь, Соглашением между главным управлением Гродненского областного исполнительного комитета и Гродненской областной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2016-2019 годы, обратив особое внимание на соблюдение процедуры согласования локальных нормативных правовых актов с профсоюзными комитетами,

 

- спланировать и провести обучающие семинары для руководителей и

 

профсоюзного актива учреждений образования с целью повышения грамотности в вопросах оплаты труда,

 

- информировать областной комитет профсоюза о проведенной работе до 1 октября 2018г.

 

Гродненскому городскому комитету профсоюза:

 

-повысить эффективность  осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства по оплате труда с выдачей рекомендаций по устранению выявленных нарушений,

 

-не реже одного раза в полугодие рассматривать на заседаниях Президиума городского комитета профсоюза состояние коллективно-договорной работы в части оплаты труда в конкретных учреждениях образования,

 

-более полно и объемно готовить аналитические материалы по соблюдению законодательства по оплате труда в учреждениях образования и в целом по районам и г.Гродно, конкретизировать постановления и выполнять их своевременно и в полном объеме.

 

 

 

line1

 

 

 

23 февраля 2018 года состоялась «прямая линия» социально-экономическим вопросам. Главному техническому инспектору труда поступило 8 (восемь) вопросов социально-экономического и правового характера:

- о возможности приема на работу молодого специалиста на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет основного работника и оформления трудовых отношений в виде контрактной формы найма,

- условия и порядок прекращения трудовых отношений со сторожем 67 лет,

- возможность и условия поощрения работника из премиального фонда в случае нехватки средств в фонде надбавок,

- порядок и инстанции обращения по вопросу выдачи дубликата трудовой книжки в случае смены нанимателя,

- возможность и порядок приема руководителя на работу по совместительству в должности учителя,

- режим рабочего времени руководителя в случае работы по совместительству в том же учреждении и составление гибкого графика рабочего времени,

- особенности заключения трудового договора с руководителями, принимаемыми на работу по совместительству: вид трудового договора, орган, обладающий полномочиями на заключение трудового договора,

- возможность предоставления трудового отпуска двум сторожам одновременно (супруги).

 

line1

 

 

 

Производственный календарь на 2018 год

Наименование

норматива

размер (руб.)

установлен с календарной даты

установлен нормативным актом

Тарифная ставка первого разряда

34

01.03.2018

ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 01.03.2018 № 172

Базовая величина 

24,5

01.01.2018

ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 22.12.2017 № 997

Минимальная заработная плата (МЗП)

305

01.01.2018

ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 28.12.2017 № 1022

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) 

-трудоспособного населения

-пенсионеров

-студентов

437,85

342,56

322,41

с 1 мая по 31 июля 2018 г.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.04.2018 № 48

Бюджет прожиточного минимума (БПМ)

-в среднем на душу населения

-для трудоспособного населения

206,58

229,78

1 мая по 31 июля 2018 г.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.04.2018 № 47

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка:

- первого ребенка

 -второго и последующих

-ребенка-инвалида

312,03

356,6

401,18

С 01.02.2018

по 01.08.2018

 

 

 

 

 

 

line1

 

При подготовке вопроса на заседание Президиума областного комитета изучена работа Гуманитарного и Технологического колледжей УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по соблюдению законодательства по оплате труда. В целом законодательство по оплате труда в учебных заведениях соблюдается.

Вместе с тем, требуют доработки Положения о премировании и об установлении надбавок за творческие достижения в труде, в которых отсутствуют конкретные размеры разработанных критериев.

Не соблюдается установленный отраслевым и областным соглашениями порядок распределения стимулирующих выплат: в Технологическом колледже приказы по стимулированию согласовываются только с председателем профсоюзного комитета, а в Гуманитарном колледже профсоюзный комитет вообще не участвует в данном процессе.

Решением Президиума обкома профсоюза нанимателям и профсоюзным комитетам рекомендовано до 01.03.2018г. исправить выявленные нарушения и проинформировать о проведенной работе областной комитет профсоюза.

 

 

line1

 

В рамках комплексного изучения работы учреждений образования Сморгонского района  проведен мониторинг  соблюдения законодательства по оплате труда  в ГУО «Санаторный  ясли-сад № 9  г. Сморгони», который  находится на обслуживании централизованной бухгалтерии при отделе образования, спорта и туризма Сморгонского районного исполнительного комитета,  ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони», который имеет собственную бухгалтерию.

В ГУО «Санаторный  ясли-сад № 9  г. Сморгони» имелось штатное расписание согласно приложению 1 Инструкции о порядке расчета планового фонда заработной платы работников учреждений образования и экономии средств, предусмотренных на оплату труда, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 16 от 23.03.2016г. (далее- Инструкция № 16),  утвержденное руководителем учреждения образования. В штатное расписание включена штатная численность работников, осуществляющих приносящую доходы деятельность. Наименование должностей (профессий) в штатном расписании соответствует Общегосударственному  классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих", утвержденному  постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125.

В ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони» штатное расписание на 01.09.2017 года отсутствовало.

Планирование фонда заработной платы, средств стимулирования труда и оказания материальной помощи в ГУО «Санаторный  ясли-сад № 9  г. Сморгони» производится в соответствии с Инструкцией №16.   

В ходе изучения приказов ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»  платежных документов выявлено,  что не планируются средства, не осуществляется  замена и не производится оплата труда за замену работников, которые в соответствии которые имеют право на свободный от работы день согласно ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь. В приложении к коллективному договору «Перечень профессий и должностей работников, на период отсутствия которых требуется исполнение их обязанностей», не поименован заместитель директора по хозяйственной работе, вследствие чего не планируются средства  на его замену на период трудового отпуска. 

Экономия средств, предусмотренных на оплату труда и направляемых на премирование, централизованной бухгалтерией производится правильно и  отдается  ГУО «Санаторный  ясли-сад № 9  г. Сморгони» своевременно. Распределение  средств премирования, надбавок за творческие достижения в труде,  оказания материальной помощи осуществляется согласно положениям, принятым в учреждении.  Положения содержат конкретные условия, критерии и размеры  стимулирования  труда и  поддержки работников в сложных жизненных ситуациях.

В  ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони» ведется учет фактически произведенных расходов согласно сводной ведомости начислений и удержаний заработной платы по видам за истекший месяц.

Конкретные сроки выплаты  заработной платы определены в учреждениях коллективными договорами.

Вместе с  тем, в обоих учреждениях имеются нарушения в установлении повышений тарифных ставок и   окладов за работу в особых условиях труда.

В ГУО «Санаторный  ясли-сад № 9  г. Сморгони» п.18.15. коллективного договора учреждения определяет размеры повышения тарифных ставок (окладов) работников за работу в особых условиях труда до …%, т.е.  не  определены и не установлены конкретные размеры повышения тарифных ставок (окладов) различным категориям работников в зависимости от особенностей выполняемой работы, что является нарушением п. 24.16. Соглашения между главным управлением образования Гродненского облисполкома и Гродненской областной организацией Белорусского профессионального союза работников образования  и науки на 2016-2019 годы. Тот же пункт  предусматривает повышение тарифных ставок за работу в особых условиях труда работникам обслуживающего персонала до 30%. Данное положение не соответствует  п. 1.4 приложения 3 к  постановлению Министерства труда Республики Беларусь № 6 от 21.01.2000г. (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Постановление № 6), поскольку рабочими инструкциями ряда категорий работников непосредственное общение с воспитанниками не предусмотрено   (сторож, кастелянша и др.). Помощники воспитателей, которым согласно п.3.1. таблицы 42 приложения 3 к  постановлению № 6 возможно повышение тарифных ставок до 63%, вместе с работниками обслуживающего персонала отнесены к категории работников, которым повышение устанавливается до 30%.  Приказом по учреждению им установлено повышение 63%. Приказом отдела образования, спорта и туризма Сморгонского райисполкомазаведующей учреждения образования установлено повышение оклада за работу в особых условиях труда в размере 63% от тарифной ставки первого разряда. Приказом по учреждению установлено повышение тарифных ставок (окладов) работников за работу в особых условиях труда: заместителям заведующего- 60%, воспитателям дошкольного образования, музыкальному руководителю, руководителю физического воспитания – 60%. Таким образом, констатируется факт, что степень общения воспитателей дошкольного образования, постоянно и непосредственно работающих с особым контингентом воспитанников, меньше, чем руководителя учреждения.

Размеры повышений тарифных ставок (окладов) работников за работу в особых условиях труда в ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони» были установлены приказом № 296 от 01.09.2016г.  1 февраля 2017 года в учреждении принят новый коллективный договор, пунктом  20.16. которого размеры повышений были изменены в  сторону увеличения.  Соответствующие изменения в приказ и штатное расписание внесены не были. Вместе с тем, конкретные размеры повышения тарифных ставок (окладов)  учителям, педагогу-организатору, библиотекарю не определены. Не предусмотрено соответствующее повышение работникам обслуживающего персонала, имеющих непосредственный контакт с учащимися с особенностями психофизического развития.

По-прежнему остается нерешенным вопрос сторожевой охраны: осуществление подгонки отработанных часов под производственный календарь приводит к тому, в ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони» определенное время учреждение образования не охраняется. К тому же, сторожа работают без выходных дней.

Табеля учета рабочего времени ведутся не непосредственными руководителями, а секретарем, который не имеет возможности   вести фактический реальный учет отработки рабочего времени. 

 

 line1

Вопрос «О совместной работе нанимателей и профсоюзных комитетов учреждений образования Кореличского района по соблюдению законодательства по оплате труда» изучался уполномоченным представителем профсоюза, главным техническим инспектором  труда Венцкович Е.А. 12-15 декабря 2016 года в  соответствии с планом работы Гродненского областного комитета  Белорусского профессионального союза работников образования и науки  на второе  полугодие 2016 года. Проведен мониторинг работы нанимателей и профсоюзных комитетов отдела образования, спорта  и туризма и  учреждений образования Кореличского района.

Работа нанимателей и профсоюзных организаций (профсоюзных комитетов) учреждений образования по соблюдению законодательства об оплате труда строится преимущественно в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, отраслевым соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016-2019 годы, областным соглашением на аналогичный период.

Положения районного соглашения в области регулирования вопросов оплаты труда соответствуют,  коллективные договоры учреждений образования в основном соответствуют законодательству Республики Беларусь, отраслевому и областному соглашениям.

Плановый фонд оплаты труда обсчитывается правильно. 

Выплата заработной платы осуществляется своевременно, в сроки, установленные коллективными договорами.

Своевременно производятся  все предусмотренные законодательством повышения тарифных ставок (окладов) и выплаты.

Определенным категориям работников устанавливаются доплаты за работу в особых и вредных условиях труда, работающим по контрактной форме найма - меры стимулирования: повышение тарифных ставок на 30-50% и предоставление от 1 до 4 дополнительных дней отпуска.

Соблюдаются сроки выплаты отпускных, окончательного расчета при увольнении,  выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Правильно формируются и своевременно предоставляются учреждениям образования плановые  средства на премирование работников, установление  надбавок за творческие достижения в труде, сложность и напряженность труда, выполнение особо важных (срочных) работ, на оказание материальной помощи.

Вопросы, касающиеся нормирования, оплаты и материального стимулирования труда, а также  оказания материальной помощи, решаются руководителями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза. 

Распределение средств материального стимулирования труда в  отделе образования, спорта и туризма  и учреждениях производится комиссиями, созданными из представителей сторон,  с обоснованием размеров стимулирования  в протоколах заседаний  и ознакомлением членов коллектива.

Расчетные листки   полно отражают все выплаты и удержания.

Благодаря строгому соблюдению законодательства  по оплате труда средняя заработная плата  работников системы образования Кореличского района  за 10 месяцев 2016 года составила  478,1 рублей (2-ое место среди районов Гродненской области),  за октябрь - 455,0 рублей (4-ое место).

Вместе с тем, по отдельным вопросам наметились  разночтения законодательства по оплате труда.

Двум заведующим хозяйством  оздоровительных лагерей (далее-ОЛ), не производится повышение  тарифной ставки  за работу в сельской местности, поскольку ОЛ  созданы при  отделе образования, спорта и туризма и,  с точки зрения нанимателя,  не являются структурным подразделением ООСиТ.

Несмотря на установление сторожам суммированного учета рабочего времени, в табелях учета  количество отработанных часов в месяц подгоняется под производственный календарь, что ведет к периодическим нарушениям установленной продолжительности рабочей смены.  

По спорным вопросам  областным комитетом профсоюза направлены запросы в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. 

 

line1

 Отчет о работе отдела, специалиста по социально-экономической работе за 2016 год. 

 line1 

Выплаты, гарантии и компенсации, на которые вправе претендовать молодой специалист. 

line1

Заработная плата, льготы и компенсации педагогическим работникам - молодым специалистам.

 

line1